Последней начальницей Александринского института благородных девиц была Татьяна Александровна Генненберг (1850-1933; урожденная Корнилова; двоюродная племянница адмирала В.А. Корнилова; …). Она получила прекрасное образование в Николаевском институте, в совершенстве владела языками — французским и немецким, была незаурядной пианисткой, хорошо шила. После окончания с отличием Института, с 18 лет, решила жить самостоятельно, поступив гувернанткой в помещичью семью Письменных в Харьковской губернии. Затем получила назначение преподавателем русского языка в Рижскую женскую Ломоносовскую гимназию; вышла замуж за Н.И. Генненберга.
После 19 лет совместной жизни осталась вдовой с тремя детьми на руках. В 1894 г. с помощью своих друзей, А.В. Вышеславцевой и С.В. Воейковой, она переселилась в Тамбов. По их рекомендации получила назначение сначала начальницей Тамбовской женской гимназии. С 1899 г. была назначена начальницей Тамбовского Александринского института благородных девиц. Татьяна Александровна была женщиной с сильной волей, справедливой и принципиальной до педантичности, в то же время вспыльчивой, временами очень горячей. Однако, люди, близко знавшие ее, бывали покорены ее светлым умом и добрым сердцем.
В период деятельности Т.А. Генненберг Александринский институт продолжал активно развиваться. Большое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию институток. По сложившейся традиции особое попечение отводилось устройству церковно-религиозной жизни.
В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 г. об институтском храме говорилось: «Александринская домовая церковь при Тамбовском институте благородных девиц. Церковь построена в 1844 г. дворянством Тамбовской губернии, каменная, теплая, однопрестольная – в честь мученицы царицы Александры (23 апреля). Штат священник и псаломщик».
Освящение домовой институтской церкви института во имя святой великомученицы царицы Александры было совершено 6 августа 1843 г. в праздник Преображения Господня. Своим устройством и первоначальным обзаведением институтская церковь была обязана ее ктитору (церковному старосте), строителю здания института И.Г. Герасимову.
В 1861 г. другим ктитором церкви, купцом П.А. Сорокиным на собственный счет был вновь позолочен весь иконостас и посеребрены церковные принадлежности. В 1867 г. был сооружен новый иконостас на средства еще одного ктитора церкви — купца Федотова. Церковными старостами всегда старались избрать состоятельных людей, чтобы их вклад в украшение храма был значительным. Эта должность считалась почетной. Выборы купцов старостами церкви в дворянском учебном заведении не могли быть случайными. Во второй половине XIX в. их капиталы порой были крупнее дворянских, а степень религиозности превосходила дворянскую. Жертвовали на украшение церкви и институтки. Так, в 1892 г. на средства воспитанниц второго класса был заказан переплет для Евангелия.
При изучении закона Божия в институтах благородных девиц особое внимание обращалось на обязанности христианки. При объяснении пятой заповеди следовало указывать «главные обязанности благородных детей в отношении к Государю и отечеству», а седьмой – давать «понятие о девстве, достоинствах и обязанностях девства, о достоинстве супружеского состояния и обязанностях супругов, как общих, так и частных, качествах доброй жены». Объясняя «пять главных обязанностей христианина в отношении к телу», законоучитель должен был говорить об обязанности восстанавливать расстроенное здоровье и соблюдать внешнюю чистоту, а также высказывать осуждение излишнему попечению об убранстве.
Под непосредственным наблюдением начальницы законоучители института, объясняя воспитанницам православное вероучение, заботились о том, чтобы они руководствовались им в течение всей своей жизни. Утром и вечером, а также перед обедом и ужином воспитанницы читали и пели установленные молитвы, а в воскресные и праздничные дни присутствовали в церкви при совершении богослужения. Сверх того, перед началом обедни законоучитель института каждый раз объяснял воспитанницам чтение из Евангелия, положенное в тот день. Во время Великого поста на четвертой и седьмой неделях воспитанницы говели и приобщались святых Тайн. Старшеклассницы не отпускались домой на Рождество и Пасху, чтобы присутствовать на торжественных богослужениях в институтском храме. С благодарственных молебнов начинались любые торжественные мероприятия в институте. На большие торжества приглашались епископ и представители духовенства.
Таким образом, стараниями нескольких поколений преданных делу людей благоустраивался и развивался Александринский институт благородных девиц и его домовая церковь, которой суждено было возродиться почти столетие спустя, но уже в стенах другого учебного заведения. Сегодня стараниями наших современников возрождаются традиции, и, как 100 лет назад, благоухает университетская церковь в честь мученицы царицы Александры.
Источник: «Державинский вестник» (газета Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина); автор публикации: Н.Н. Будюкина
Музей адмирала В.А. Корнилова и рода Корниловых
(Тверская область, Старицкий район, c.п. «Луковниково», д. Рясня)